1 марта 2023 вступил в силу приказ об онлайн-тахографах
Рассказываем, что это значит
С 1 марта 2023 года вступили в силу изменения по приказу № 343 от 1 сентября 2022 г. “О внесении изменений в приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 28 октября 2020 г. № 440”.
Приказ Минтранса России №440 утверждает:
- требования к тахографам,
- категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами,
- правила использования тахографов,
- правила обслуживания тахографов,
- правила контроля работы тахографов
Требуется ли замена старого тахографа на новый с 1 марта 2023 года?
Приказ №343 Минтранса добавляет в №440 приказ Минтранса требования к новым тахографам, которыми с 1 марта 2023 года наравне со старыми можно будет оборудовать транспортные средства.
Комментирует Александра Полушкина, руководитель направлений по правовому сопровождению и взаимодействию с государственными органами компании «АТОЛ Тахографы Drive»
"С 1 марта 2023 года допустимо устанавливать либо онлайн, либо оффлайн-тахограф. Запрета на это нет, оба устройства будут являться легитимными. Позднее, будет сформирована нормативно-правовая база в части федерального законодательства - будут внесены изменения в 196 ФЗ “О безопасности дорожного движения”, где будет уже закреплена обязанность оснащать транспортные средства тахографами нового поколения с определенного периода.
После вступления в силу обязательных требований в части оснащения ТС тахографами нового поколения для оффлайн-тахографов будет определен срок их “жизни”, то есть будет определено законом, какой период времени владелец транспортного средства, на котором установлен тахограф старого поколения, вправе его использовать.
С момента, когда онлайн-тахограф станет обязательным к оснащению, для владельцев тахографов офлайн на период его разрешенного использования будет установлен порядок передачи сведений и информации в АИС ТК, они должны будут выгружать данные с тахографа и передавать их вручную .
Т.е. все данные будут храниться в АИС ТК - и от онлайн тахографа и офлайн."
Будут ли с 1 марта приходить автоматические штрафы?
Нет, автоматических штрафов не будет. Потому что пока не готова нормативная база. Но это не говорит, что в будущем автоматических штрафов ждать не стоит.
"Будут внесены изменения в Кодекс об административных нарушениях, в ФЗ “О безопасности дорожного движения”. В федеральном законодательстве будет фигурировать АИС “Тахографический контроль”. Статус системы будет закреплен на законодательном уровне.
С момента, когда только тахографы онлайн станут обязательными и допустимыми к оснащению, штрафные санкции будут применяться с использованием информации, переданной в АИС ТК.
Почему об этом упоминаю. Для тех, кто установит онлайн-тахографы после 1 марта 2023 года, информация по нарушениям будет передаваться в АИС ТК, но штрафовать по ним не будут, так как нет еще санкционной базы для этих штрафов и закрепления статуса системы на законодательном уровне."
Цена онлайн-тахографов, можно ли будет просто усовершенствовать старые?
Мы не знаем. Онлайн-тахографы не зарегистрированы в реестре тахографов. Понять какая у них будет стоимость, возможность доработки сложно.
“Таких тахографов, на данный момент, в продаже нет.
Так как приказ, с перечнем требований к онлайн-тахографам, опубликовали только 30 сентября 2022 года.
Кроме реализации, указанных в приказе, требований, необходимо еще пройти сертификацию продукции на подтверждение соответствия данным требованиям.”
Что значит для перевозчиков и водителей переход на онлайн-тахографы?
- Появятся дополнительные расходы на покупку и установку новых тахографов.
- Все активности водителей будут видны в автоматизированной системе “Тахографический контроль”
"Скорее всего, система не сможет выписывать автоматические штрафы за все нарушения режима труда и отдыха. Есть много отступлений, которыми могут пользоваться перевозчики, чтобы различными способами трактовать свой режим работы. Кроме того, система не сможет распознать тип перевозки по длительности.
Но на самом деле учет всех нарушений не обязателен. Основные нарушения, которые приводят к увеличению рисков ДТП: уменьшение междусменного и еженедельного отдыха. Они имеют очень четкие границы, их легко выявлять и легко фиксировать в автоматическом режиме. Поэтому на начальном периоде, система скорее всего будет сосредоточена на них."